Автоматизация вашего бизнеса
0
=

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ОНЛАЙН-КАССЕ
В 2024 ГОДУ. ПРОВЕРКА МАРКИРОВАННОГО ТОВАРА ПЕРЕД ПРОДАЖЕЙ

С 1 апреля 2024 года, продавцы некоторых категорий товаров, среди которых сигареты, пиво, будут обязаны использовать систему проверки наличия товаров в национальной базе маркировки. Перед продажей, продавец должен будет убедиться, что товар есть в базе и не был украден или реализован незаконно. Если товар не найден в системе, или есть подозрение на его нелегальное происхождение, продавец не должен продавать данный товар.

Для соответствия новым требованиям, розничным и общепитовским предприятиям необходимо обновить программное обеспечение кассовых систем, убедиться в том, что они совместимы с национальной базой маркировки, зарегистрироваться в этой базе, а также заключить соглашение с ее оператором. Кроме того, необходимо обеспечить отслеживание товаров от производителя до покупателя. В случае несоблюдения данных требований, продавцам могут быть выписаны штрафы.

Что такое разрешительный режим?

Суть разрешительного режима заключается в следующем: кассовая программа автоматически отправляет запрос на получение разрешения на продажу маркированного товара в систему Честный знак при считывании кода товара сканером. После получения положительного ответа от системы, товар добавляется в чек, и формируется разрешение на его продажу. В случае возникновения ошибки при проверке товара, система Честный знак не дает разрешение на продажу, и товар не может быть добавлен в чек.

В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 разрешительный режим называется так: «Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».

Принцип работы разрешительного режима


Кассир считывает код с маркировки товара, после чего кассовое ПО отправляет запрос на проверку данного кода в систему “Честный знак”. Если проверка проходит успешно, то товар добавляется в чек. После того, как покупатель оплачивает товар, касса формирует чек и отправляет его оператору фискальных данных (ОФД). ОФД, в свою очередь, передаёт информацию о продаже в “Честный знак”, тем самым подтверждая вывод товара из оборота.


Проверка кода маркировки должна занимать не более 1,5 секунд, как указано в постановлении правительства.

Если, к примеру пропал интернет на кассе и в течение 2 часов для продавца отсутствует техническая возможность обращения в систему маркировки «Честный знак», продавец обязан зафиксировать в своей системе факт невозможности такого обращения и в течение 72 часов с момента наступления указанных обстоятельств предпринять меры по устранению этой проблемы.

Если на стороне Честного знака возникают проблемы с проверками, он объявляет об аварийной ситуации. Во время аварийной ситуации можно не проверять коды. После завершения аварийной ситуации и через 72 часа после ее завершения также не нужно проверять коды.

Когда и кого коснется разрешительный режим?

За нарушение предусмотрен штраф
Если магазин или заведение общепита нарушают новые правила, их могут наказать по статье 15.12.1 КоАП РФ за то, что не предоставили сведения или сделали это неверно. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 до 10 000 руб., юрлиц — на сумму от 50 000 до 300 000 руб.

В каких случаях Честный знак запретит продажу маркированного товара?

  • в системе маркировки отсутствует информация о маркировке средствами идентификации товара;
  • в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе в оборот товара или нанесении кода маркировки на товар;
  • товар выведен из оборота;
  • срок годности истек;
  • товар запрещен к реализации по решению органов государственного контроля (надзора);
  • цена реализации товара ниже или выше максимальной розничной цены (МРЦ);
  • код проверки кода маркировки не соответствует характеристикам средства идентификации.

Если проверка показала, что с кодом что-то не так, Честный знак сообщает об этом кассе, и на экране появляется сообщение об ошибке.
Зачем нужен РР, если в чеке и так отмечается результат проверки в виде символов [М+], [М], [М-]?
В разрешительном режиме обмен данными происходит между кассовым ПО и «Честным ЗНАКом». А символы [M] в чеке — это результат другого рода проверки, при которой обмен данными происходит между драйвером кассы (низкоуровневым ПО) и «Честным ЗНАКом». Последняя не имеет отношения к РР. Чтобы четко понимать разницу между двумя видами проверок, расскажем чуть подробнее о том, как каждая из них работает.

Проверки через драйвер. Их регламентирует 54-ФЗ. Они нужны, чтобы информировать всего о двух фактах: есть ли данный КМ в системе маркировки и верна ли его структура. В печатном чеке результат выглядит так:
  • [М+] — проверка состоялась, КМ правильный и обнаружен в системе маркировки.
  • [М] — проверка не состоялась, по какой-то причине от системы маркировки не пришел ответ, например, из-за плохого соединения с интернетом.
  • [М-] — проверка состоялась, но такого КМ нет в системе маркировки и/или в структуре кода чего-то не хватает, например, потерялся криптохвост.
При любом исходе проверки через драйвер касса не блокирует продажу.

Проверки в рамках РР. Их регламентирует отдельный нормативный акт — Постановление Правительства № 1944 от 21.11.2023. В разрешительном режиме больше критериев оценки, а результат приводит к конкретному действию: разрешению продажи, блокировке продажи или корректировке цены (в случае с табаком).

Пошаговая инструкция как продавцам подготовиться к разрешительному режиму

Шаг 1: получить ключ доступа
Получить ключ доступа в личном кабинете системы «Честный знак». Ключ формируется один на все ККТ.
Важно! Ключ доступа нужно получить на каждый ИНН.

Шаг 2: обновить кассовую программу
Обновить кассовую программу для работы с новым режимом проверки и внести в нее ключ доступа, полученный на 1 этапе.

Шаг 3: выстроить бизнес‑процессы
Провести обучение работе кассиров на случай отрицательных ответов проверки кода маркировки.

Шаг 4: работа с поставщиком
При приемке товара сканировать коды маркировки для их проверки (хотя бы выборочно), чтобы убедиться в том что поставщик по ошибке не отгрузил вам чужой товар.
Остались вопросы? Наши специалисты проконсультируют вас и подберут верное решение для вашего бизнеса!